РАЗРАБОТКА АДАПТИВНЫХ WEB-РЕСУРСОВ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
УДК 378.147
РАЗРАБОТКА АДАПТИВНЫХ WEB-РЕСУРСОВ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
DEVELOPMENT OF ADAPTIVE WEB-RESOURCES ON THE CONTENT LINE
"BASICS OF ALGORITHMIZATION AND PROGRAMMING"
А.П. Козлова
A.P. Kozlova
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка (Минск)
Науч. рук. ‑ Г.А. Заборовский, кандидат физ.-мат. наук, доцент
Рассмотрены особенности разработки адаптивных web-ресурсов по содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования».
The features of the development of adaptive web-resources on the content line "Basics of Algorithmization and Programming" are considered.
Ключевые слова: образование; алгоритм; программа; web-ресурс; тесты.
Key words: education; algorithm; program; web resource; tests.
В настоящее время в сети Интернет размещено множество образовательных ресурсов по информатике, которые предназначены либо для настольных персональных компьютеров, либо для мобильных устройств [1]. Актуальной задачей является разработка универсальных адаптивных веб-ресурсов, которые могут эксплуатироваться на любых устройствах, операционных системах и браузерах.
Нами исследованы возможности адаптации разнообразных образовательных ресурсов по информатике не только к аппаратному и программному обеспечению используемых устройств, но и к индивидуальным качествам учащихся.
В данной работе рассматриваются особенности разработки и использования системы адаптивных образовательных web-ресурсов по содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования», оформленной в виде веб-сайта (рис. 1).
Ссылка на ресурс: https://8klalgoritm.000webhostapp.com/
Рис. 1 Титульная страница
При создании всех материалов сайта использовалась логическая разметка с блочной верстка на основе HTML5 и CSS3. Поскольку сегодня важным средством использования образовательных ресурсов становятся мобильные устройства, аппаратную и программную адаптацию к различным устройствам мы реализовали при помощи media-запросов (рис.2).
Рис.2 Пример адаптации ресурса под мобильные устройства
Интуитивно понятный интерфейс и интерактивность, “умный” переход между заданиями и вопросами в зависимости от результатов, подсчет баллов, вывод результатов, работа таймера реализован с помощью сценариев на языке JavaScript. Все это позволяет адаптировать предлагаемые ресурсы к уровню учащихся и дает возможность реализации индивидуальной траектории обучения.
В связи с большим количеством кода были созданы различные css-стили и скрипты, отвечающие за разные блоки, сохраненные в отдельных файлах, подключаемых при необходимости. Это позволяет быстро находить нужный файл и делать в нем необходимые изменения, а также обеспечивается производительность сети.
На главной странице представлена информация о ресурсе, меню с изучаемыми темами, ссылки на краткие опорные конспекты, справочник по PascalABC, и дополнительный «Банк заданий», ориентированный в основном на учащихся с высоким уровнем знаний (рис.3). В «Банке заданий» представлено большое количество задач из различных областей. Учащиеся, которые справились с заданиями на урок, могут выбрать еще дополнительные задания из данного блока. Если они затрудняются ее решить, то можно воспользоваться подсказкой. Для этого достаточно нажать на саму задачу и внизу появится решение. Таким образом обеспечивается занятость учеников на целый урок. Для перехода к тестам и заданиям достаточно нажать на интересующую тему и выбрать необходимое.
Рис.3 Оформление банка заданий
По каждой из тем разработаны адаптивные тестовые и практические задания легкого, среднего и сложного уровней. Каждому из этих уровней соответствует определенная оценка.
Для выполнения тестов дается ограничение по времени. После завершения прохождения теста выводится таблица с номерами вопросов и ответов, где будет указано, правильно ли ответил учащийся и же где он допустил ошибку. Это обеспечивает интерактивность и наглядность. Также выставляется процент и количество баллов за тест.
Использование тестовых и практических заданий разного уровня обеспечивает индивидуальный подход в обучении, а также способствует реализации программированного метода обучения. Задания составлены таким образом, что с повышением уровня, вопросы и задачи усложняются. Пошаговое выполнение практических заданий позволяет понять, где допущена ошибка (поле загорается красным цветом при неправильном ответе) и сколько баллов уже заработано.
Выбрать уровень может сам учащийся, или же учитель. Если же на каком-то из уровней возникают вопросы или затруднения, то можно перейти на уровень ниже, обсудить с учителем данную проблему или же самостоятельно разобраться с ней. Посредством всего этого учащиеся учатся не только программированию, но и правильному выбору, оценке своих возможностей и поиску ответов.
В заключение отметим, что рассмотренные образовательные ресурсы разрабатывались с целью обеспечить индивидуализацию обучения с применением различных устройств. Наш опыт показывает, что разработанная система хорошо подходит для компьютеров, планшетов и смартфонов с различным разрешением экранов и может способствовать индивидуализации обучения благодаря учету уровня знаний учащихся.
Литература
1. Инфоурок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/
Дата доступа: 08.04.2021
Комментарии
Отправить комментарий